Бойцовский клуб» — это бесспорная классика, фильм, который более чем заслужил право считаться одним из лучших фильмов 1990-х годов. Это одна из тех культовых классик, которым потребовалось чуть больше времени, чем большинству фильмов, чтобы стать популярными, но как только они перешагнули определенный порог, их стали считать одними из величайших. Его отличает и то, что он уникален и даже трудно поддается определению, ведь это мрачная комедийно-сатирическая психологическая драма/триллер о, казалось бы, обычном человеке, который становится участником подпольного (и революционного) бойцовского клуба.\

Трудно найти фильмы, в которых бы прослеживался тот же странный тон и ощущение, что и в «Бойцовском клубе», но есть немало фильмов, которые можно сравнить в более широком смысле. Приведенные ниже фильмы хорошо демонстрируют это, поскольку они имеют схожие темы, предпосылки, закрученные сюжеты или мрачно-комедийные взгляды на жизнь, что позволяет им почесать зуд. Любой поклонник «Бойцовского клуба» должен найти и посмотреть следующие фильмы, если он еще этого не сделал.
Американский психопат (2000)

Еще одна культовая классика, ставшая одной из лучших в своем году (несмотря на то, что потребовалось немало времени, чтобы она получила должное признание), «Американский психопат» — это настолько мрачная комедия, что некоторые даже не подозревают, что это комедия. Разумеется, фильм функционирует и как психологический триллер/ужастик/криминал, а юмор, по общему признанию, скрыт под шокирующим сюжетом, который вращается вокруг самовлюбленного руководителя инвестиционного банка, который днем зарабатывает неприличные суммы денег, а ночью (возможно) совершает ужасные преступления.
Психологический аспект фильма выходит на первый план по мере того, как его преступления становятся все более изощренными, представляя возможность того, что некоторые из них — или даже все — были просто выдуманы. Глубокое проникновение в сознание измученного человека с одновременным изображением актов насилия в рамках сатирического повествования делает «Американского психопата» сопоставимым с «Бойцовским клубом», и, что вполне уместно, эти фильмы были выпущены с разницей в один год.
Офисное пространство (1999)

Бойцовский клуб» в конечном счете можно отнести скорее к драме или триллеру, чем к комедии, а если говорить о комедиях, то «Офисное пространство» (еще один фильм 1999 г.) является достаточно широким жанром. Фильм «Офисное пространство» приятен и легок в просмотре, в нем практически нет насилия, а в основе лежит идея о человеке, который ненавидит свою работу и враждует с начальством, в результате чего его повышают в должности.
Это еще один фильм, который не сразу получил заслуженное признание, и хотя он относится к несколько иному жанру, темы отчуждения, кажущейся бессмысленности жизни и неудовлетворенности текущей жизнью раскрываются в обоих фильмах. Конечно, в «Офисном пространстве» более легкомысленный подход к подобным темам, но не лишним будет сказать, что в нем есть сходство с «Бойцовским клубом».
Джокер (2019)

В фильме «Джокер» затрагиваются проблемы отчуждения и озлобленности на общество, причем в достаточно провокационной форме, что делает его неожиданно спорным. Возможно, эти споры и помогли фильму, поскольку он собрал огромные кассовые сборы и даже получил хорошие награды в сезон награждений, показав, что люди действительно не могут насытиться самым известным злодеем Бэтмена.
Это своего рода история происхождения главного героя, показывающая обстоятельства, которые привели к тому, что он стал жить в хаосе и жестоко расправляться с теми вещами, которые привели к его распаду. Одиночество и гнев, запечатленные в Джокере, аналогично показаны в «Бойцовском клубе», и фильмы имеют определенное сходство, несмотря на то, что вышли с разницей в два десятилетия.
Бразилия (1985)

Бойцовский клуб», несомненно, отправляет своего главного героя (и, соответственно, зрителей) в удивительно дезориентирующее путешествие, которое в конечном итоге ставит под сомнение те аспекты реальности, которые ранее воспринимались как нечто само собой разумеющееся. Однако он не может зайти так далеко, как, например, «Бразилия», которая является еще более сюрреалистичной и психологически напряженной, а также (возможно) более смешной.
Бразилия» также функционирует как научно-фантастическое произведение, с юмором изображая мрачный антиутопический мир, который толкает главного героя Сэма Лоури к пределу его умственных и физических возможностей. Это фильм, в котором постоянно удается быть одновременно и смешным, и весьма трепетным, и хотя ему требуется некоторое время, чтобы достичь своей мощной развязки, в конце концов, он достигает ее с разрушительными результатами. Фильм можно смело рекомендовать тем, кто оценил психологические аспекты истории «Бойцовского клуба».
Игра (1997)

Дэвид Финчер — режиссер «Бойцовского клуба», но этот фильм 1999 г. был далеко не первым, снятым им убедительным психологическим триллером. Фильм «Игра», вышедший двумя годами ранее, может быть, и не так велик, но все же очень хорош. Он рассказывает о банкире, который оказывается втянутым в дезориентирующую игру со странными правилами и заданиями, заставляющими его усомниться в своем рассудке.
Если уж на то пошло, то захватывающие моменты и темы «Игры» как будто были доработаны и переосмыслены Финчером, а затем включены в превосходный «Бойцовский клуб». Тем не менее, этот ранний фильм режиссера все равно стоит посмотреть, поскольку в нем прослеживается схожий визуальный стиль и уровень напряженности, который еще сильнее проявился в 1999 году в «Бойцовском клубе».
Боже, благослови Америку! (2011)

Фильм «Боже, благослови Америку» можно отнести к вышеупомянутым фильмам, в которых речь идет об озлоблении на те или иные слои общества, зачастую опасном и/или жестоком. Сюжет фильма 2011 г. рассказывает о двух людях, которые ненавидят мир, в котором живут, и решают устроить кровавую бойню, убивая тех, кого они считают жестокими и/или глупыми, даже если они не являются «преступниками» с юридической точки зрения.
В результате получилась очень мрачная комедия, которая, впрочем, тоже не лишена смысла, но те, кто не против широкой и очевидной сатиры, должны хорошо провести время. Бойцовский клуб» справляется с идеей жестокой современной революции (в своем роде) более тонко, но «Боже, благослови Америку» все же можно назвать мрачновато-комедийным криминальным триллером.
Таксист (1976)

Фильм «Таксист», ставший ярким событием в феноменальной фильмографии Мартина Скорсезе, является одним из величайших фильмов своего десятилетия. Сюжет фильма прост, но проработка характеров в нем очень глубока, так как зритель проникает в сознание ветерана Вьетнамской войны, страдающего бессонницей и оказавшегося отчужденным от мира после того, как он устроился работать водителем такси в Нью-Йорке.
Это фильм медленного горения, в котором главный герой — Трэвис Бикл — по мере развития событий становится все более опасным. Это сложный, но убедительный фильм, который отлично справляется с исследованием нарушенной психики, являясь таким же психологическим погружением, как и «Бойцовский клуб» для своего главного героя.
С меня хватит! (1993)

Фильм «Падение вниз» очень занимателен и временами довольно глуп, он практически не уступает сатире, не являясь при этом полноценной комедией. Сюжет повествует о мужчине средних лет, который в один прекрасный день срывается и решает, что ему надоели правила, по которым он живет, и отправляется в одиночку совершать преступления против того, что ему не нравится.
Фильм следует за ним по пятам, пока он бунтует, как ему кажется, наделенный новыми силами, не заботясь о том, что думают другие, а правоохранительные органы выслеживают его и пытаются предотвратить дальнейшие разрушения. И снова это фильм, который исследует последствия недовольства обществом, а его мрачный (и, возможно, намеренно сатирический) взгляд на такие вещи можно сравнить с «Бойцовским клубом».
Донни Дарко (2001)

Донни Дарко» — это еще одна культовая классика, которую стали больше ценить в годы, прошедшие после ее выхода на экраны. Это мрачный и часто напряженный психологический триллер о подростке, который выживает после несчастного случая, а затем обнаруживает, что его жизнь формируется под влиянием видений гигантского кролика, который приказывает ему совершить различные опасные действия.
Динамика взаимоотношений главного героя с жутким кроликом напоминает динамику взаимоотношений главного героя «Бойцовского клуба» с загадочным Тайлером Дерденом, поскольку последний в обоих случаях побуждает первого совершать рискованные поступки. Фильм «Донни Дарко», как и «Бойцовский клуб», — угрюмый и напряженный, но в то же время иногда довольно забавный, — является столь же впечатляющей и труднозабываемой культовой классикой.
Исчезнувшая (2014)

В 2000-е годы Дэвид Финчер несколько отошел от психологических триллеров, но, опять же, такой фильм, как «Унесенная девушкой» 2014 г., показывает, что он, видимо, не собирается полностью дистанцироваться от этого жанра. Как «Бойцовский клуб» — один из лучших психологических триллеров 1990-х годов, так и «Унесенная девушка» — один из лучших представителей жанра в 2010-х.
Сюжет рассказывает о таинственном исчезновении женщины и о сложностях, которые возникают, когда в ее исчезновении начинают обвинять мужа (в основном через СМИ). Сюжет разворачивается совершенно неожиданным образом, а мрачные острые ощущения и хорошо реализованные повороты сюжета делают этот фильм одним из лучших фильмов Финчера, наряду с «Бойцовским клубом».